Подходы к анализу отличий между странами
Существует
целый ряд подходов, позволяющих определить, чем именно различные страны
отличаются друг от друга. Один из наиболее известных подходов к анализу
отличий между странами предложен Г. Хофстейдом. Обследовав в 70-е гг.
свыше 116 000 работников, занятых в международных корпорациях в 40
странах, Г. Хофстсйд пришел к выводу о том, что представители этих
стран различаются на основе четырех важнейших критериев:
- и индивидуальное изменение коллективизма;
-
отношение к власти;
-
отношение к риску;
-
отношение к роли женщины в обществе.
На основе классификации Хофстейда по результатам этих исследований они были охарактеризованы следующим образом:
индивидуализм/коллективизм — преобладание коллективистских наклонностей;
отношение к власти — «дистанция власти» и степень авторитаризма значительно выше среднего;
отношение к риску — сильно выраженное стремление свести риск в обществе к минимуму;
отношение к роли женщины в обществе — только формальное равноправие.
Различают страны с преимущественно коллективистскими и преимущественно индивидуалистскими наклонностями. Г. Хофстейд выявил высокий уровень корреляционной зависимости между степенью индивидуализма и показателем валового национального продукта на душу населения. Так, индивидуалистские страны (США и многие другие западные страны) характеризуются, как правило, наиболее высокими показателями валового национального продукта на душу населения, коллективистские — относительно низкими.
В последнее время в России и Узбекистане отмечается значительный интерес к зарубежному опыту, в том числе и в области управления. Однако его применение будет успешным только в случае его модификации к условиям российской и узбекской действительности и особенностям российского и узбекского менталитета. Изучая опыт управления, в другой стране и пытаясь использовать его в отечественной практике, всегда полезно помнить об имеющихся сходствах и различиях России и Узбекистана с этой страной. Так, например, богатый опыт, накопленный в США в области разработки теорий управления, мотивации и лидерства, далеко не всегда может быть успешно использован в той же форме . С точки зрения особенностей поведения людей наши страны существенно отличаются. Так, если среди американцев преобладают индивидуалистские наклонности, то нам в большей мере свойственны коллективистские ценности. Нельзя сбрасывать со счетов и такое отличие. В Америке, как правило, принято поощрять риск: тот, кто рискует, имеет большие прибыли, однако он же в случае неудачи берет на себя ответственность за убытки и потери. В России и Узбекистане же, как правило, принято распределять риск, а следовательно, и выгоды в случае успешного завершения дела. Вместе с тем разумное использование зарубежного опыта может оказаться достаточно эффективным средством решения экономических и социальных проблем. Подтверждением тому являются японские «кружки качества». Американские специалисты утверждают «кружки качества» (группа работников, которые регулярно встречаются, чтобы обсудить проблемы качества, выявить причины их появления, предложить пути их устранения и реализовать их на практике) изначально родились в Америке, а в 50-е гг. были экспортированы в Японию. В условиях японского коллективистского менталитета «кружки качества» оказались настолько эффективными, что сейчас все чаще поднимается вопрос о необходимости возродить их и уделить им гораздо более серьезное внимание в самой Америке.
Знание культурных ценностей, преобладающих в российском обществе, будет весьма полезным и для иностранных специалистов, которые работают в России и имеют дело с ее гражданами, чьи культурные ценности и историческое прошлое отличаются от их собственных.
|