Процесс возникновение и развития конфликта
Конфликт в своем становлении и развитии проходит пять основных стадий.
Первая стадия характеризуется появлением условий, создающих возможности
для возникновения конфликта в будущем. Совсем не обязательно, что
впоследствии они приведут к конфликту, однако без наличия хотя бы
одного из этих условий он не сможет перейти из состояния потенциального
в состояние реального конфликта.
К числу условий, способствующих возникновению конфликта, можно отнести:
проблемы, связанные с общением (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе);
проблемы, связанные с особенностями работы организации (авторитарный стиль управления, отсутствие четкой системы оценки работы персонала и вознаграждений);
личностные качества работников (несовместимые системы ценностей, догматизм, неуважение к интересам других членов коллектива).
Вторая стадия характеризуется таким развитием событий, при котором конфликт становится очевидным для его участников. Свидетельством тому может являться изменение эмоциональной окраски взаимоотношений между участниками конфликта, создание напряженной обстановки, ощущение психологического дискомфорта.
На третьей стадии становятся очевидными намерения участников конфликта разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию. При этом в зависимости от того, как они собираются повести себя в этой ситуации, могут быть выделены следующие основные стратегии разрешения конфликта:
-
- конфронтация;
-
- сотрудничество;
-
- стремление избежать конфликта;
-
- приспособленчество;
-
- компромисс.
Конфронтация - противостояние, противоборство столкновение политических и социальных систем классовых интересов. Она предполагает, что одна из сторон желает удовлетворить свои интересы, не считаясь при этом с тем, как это повлияет на интересы другой стороны.
Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:
- характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);
- нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);
- отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);
организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);
- стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).
Факторы, находящиеся на стороне самого работника. В группу этих факторов могут быть включены личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.
Кроме того, к числу факторов, способствующих или, напротив, препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены следующие:
- опыт работы; - восприятие; - поддержка коллег, друзей и родственников; активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения; степень агрессивности. Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе.
Восприятие. Как уже было сказано, работники очень часто воспринимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее высвобождение с предприятия в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную настоящую трагедию, в то время как другой — оптимистически рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать свое собственное дело.
Естественно, то поддержка коллег, друзей и родственников помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией мотивации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.
Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне индивида.
Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим тесно взаимосвязанным между собой направлениям:
-
- подбор и расстановка кадров;
-
- постановка конкретных и выполнимых задач;
-
- проектирование работ;
-
- взаимодействие и групповое принятие решений;
-
- программы оздоровления работников.
Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы по-разному влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, известно, что и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни в значительной степени подвержены стрессу, а другие — в гораздо меньшей. Именно поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.
Постановка конкретных и выполнимых задач также поможет избежать негативных последствий стресса. При этом специфические, достаточно сложные, но реально выполнимые задачи не только снижают возможность стресса, но и одновременно обеспечивают высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является осуществление постоянной обратной связи между руководителем и подчиненными по поводу выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).
Проектирование работ. Данное направление может значительно способствовать снижению стресса. Однако при этом следует помнить, что оно будет эффективным лишь в том случае, если подход к каждому работнику будет индивидуальным. Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают содержательную творческую работу, самостоятельность в принятии решений. Однако имеется и другая группа работников, которым именно выполнение однообразных рутинных операций сохранение привычного темпа и методов труда приносит наибольшее удовлетворение в работе и помогает избежать стресса.
|