Типы руководителей
В
зависимости от доминирования выраженности у конкретного руководителя
одного из 3-х ведущих компонентов выделяют типы руководителей:
1. Руководитель-специалист
Доминирование профессиональной компетенции перед организационными, психологическими и педагогическими способностями.
- - не любит работать с людьми.
-
- дифференцирует специальные профессиональные и организаторские вопросы.
-
- основной его вклад в совместную деятельность коллектива – решение профессиональных вопросов.
-
- имеет большой индивидуальный вклад, личные достижения, но как организатор и наставник более низкий вклад.
2. Руководитель-организатор
-
- доминирование организационных особенностей при относительно слабых педагогических способностях и профессиональной компетенции.
-
- типичный менеджер; коллективная работа, привлекает к работе специалистов, в том числе превышающих его по компетентности.
-
- профессионально организует совместную деятельность группы, добивается высоких групповых результатов.
3. Руководитель-наставник
- - доминирование педагогических способностей.
-
- интерес и потребность к работе с людьми, особенно молодыми работниками, к передаче знаний; гордиться успехами учеников.
-
Чаще встречаются промежуточные типы.
-
Наиболее распространен специалист-организатор.
-
Специалист-организатор (в промышленности)
-
Специалист-наставник (в армии)
-
Организатор-наставник
-
Гармонический тип руководителя
Все качества выражены наиболее гармонично, сбалансировано. Л.и. Уманский Исследовал организаторские способности в 70-80-е.
В ходе исследования орг. способностей были выделены 3 группы качеств, отличающие эффективных руководителей.
1. Организаторское чутье (орг. проницательность) – умение разбираться в людях; проявляется в:
-
- Психологической избирательности (т.е. наблюдательность, чувствительность к психологическим характерам людей, способность учитывать их в профессиональной деятельности).
-
- Эмпатия (способность к сопереживанию, пониманию эмоционального состояния человека).
-
- Рефлексия (отражение; умение поставить себя на место другого человека, понять ход его мыслей и мотивы поступков).
-
- Практический психологический склад ума (интерес к психологическим качествам других людей и готовность использовать психологические знания на практике).
-
- Психологический такт (чувство меры, границ поведения во взаимодействии с другими).
2. Эмоционально-волевая воздейственность
(способность влиять на других людей через эмоционально-чувствительную сферу)
-
- социальная энергичность – способность заряжать своей энергией окружающих людей.
-
- Высокая требовательность – способность предъявлять окружающим высокие требования для достижения определенных результатов.
-
- Критичность – способность фиксировать отклонения от нормы и высказывать мнения об отклонениях.
3. Склонность к организаторской деятельности
- потребность человека в осуществлении организаторской деятельности, спонтанное проявление организаторской активности, речевая активность, высокая степень участия в деятельности, принятие ответственности за результаты.
Психология имеет важное свойство - давая человеку знания, изменяет его, делает другим. Осознание закономерностей, открытых психологией, позволяет сделать правильный выбор, что делает человека более свободным – «хозяином своего общения».
У каждого человека есть свой "багаж" из представлений и суждений о людях, о мире, о себе. Из этого багажа и складывается первое впечатление о другом человеке.
|