Исполнительская деятельность
В
любой организации любой человек включен в отношения
руководство-исполнение, поэтому независимо от вида профессиональной
деятельности, каждый работник выступает также в роли исполнителя или
руководителя.
Исполнительская деятельность – это деятельность по выполнению задач, поставленных руководителем.
Социально-психологические характеристики исполнительской деятельности:
Направленность исполнения – сосредоточенность деятельности исполнителя на тех задачах, которые ставятся перед ним руководителем.
Мотивирование – оценка и переживание значимости выполняемых управленческих решений, заинтересованность в их выполнении.
Самостоятельность исполнения – способность без помощи руководителя и других работников, т.е. самостоятельно решать поставленные задачи.
Организованность – планомерная последовательность, дисциплинированность.
Ответственность – степень переживания субъектом своих обязанностей, необходимости выполнять поставленные задания.
Компетентность – подготовленность исполнителя к реализации профессиональных функций, наличие необходимых знаний, умений, навыков.
Креативность – способность к творчеству, к созданию нового.
В зависимости от сочетания разной степени выраженности данных характеристик исследователями выделены и описаны 7 социально-психологических типов исполнителей, учет особенностей которых позволяет повысить эффективность руководства.
У низко общительных – трудности в общении препятствуют успешному взаимодействию и деловому общению.
У сверх общительных – излишняя общительность мешает сосредоточению на главных задачах, отвлекает.
В ходе исследования – 2 группы высоко успешных руководителей:
с умеренной экстраверсией и с умеренной интроверсией.
Представители этих групп придерживаются разных стратегий в менеджменте.
Руководители с умеренной экстраверсией добиваются высокой эффективности за счет совместной работы с другими людьми, гибкости взаимодействия, вовлечения большего числа людей в принятие решений.
Руководители с умеренной интроверсией придерживаются принципиально другой стратегии.
Прежде чем приступить к исполнению большая нагрузка падает на выработку и принятие решения, детальную разработку плана и программы действий самими руководителем.
Высокая психическая напряженность деятельности руководителя и связанные с ней высокие требования к
-
- работоспособности
-
- силе нервной системы
-
- устойчивости к стрессам.
Психология организационных способностей: Психологические типы руководителей.
В психологической структуре личности руководителя выделяют 3 основных блока профессионально важных качеств:
1. Профессиональная компетентность, включающая в себя знания, умения, навыки (специальные); административно-правовая, экономическая компетентность, социально-психологическая компетентность, т.е. знания в сфере психологии.
2. Педагогические способности – способности влиять на других людей с целью направленного изменения свойств и состояний этих людей.
3. Организационные способности (ведущий блок) т.е. способен к согласованию и координации совместной деятельности людей, способность ставить задачи, стимулировать, контролировать совместную деятельность исполнителя и добиваться решений поставленных задач.
4. нравственно-этические качества (способность человека соблюдать нормы деловой этики).
5. Коммуникативные способности (к деловому общению)
|