Мотивация и результативность в организации
Мотивация
- процесс стимулирования деятельности, направленной на достижения
индивидуальных и общих целей организации. Мотивация обуславливает не
только достижения целей, но и интенсивность работы, ее качество,
проявление настойчивости, старательности и других характеристик труда.
Мотивация связана с определенной потребностью и является побуждением к деятельности, направленной на ее удовлетворение. Для формирования мотивов важен результат индивидуализации способов удовлетворения потребностей. К факторам, определяющим ход индивидуализации относятся:
- конкретизация способа удовлетворения потребности;
- ментализация - творческий поиск идеального способа
удовлетворения конкретной потребности;
- социализация - подчинение способа удовлетворения потребности
определенным ценностям культуры.
Мотивация прошла долгий путь эволюции. В начале века основатель «школы научного менеджмента» Ф. Тейлор сделал мотивацию по типу «кнута и пряника» и оплачивал дополнительно труд сверх нормы. Успех был так велик, что приятные ощущения от него сохранились у руководителей до сих пор.
В начале 30-х годов Э. Мейо доказал, что на рост производительности труда более всего влияет не дополнительное вознаграждение, а удовлетворение некоторых моральных потребностей работников. Хоторнский эксперимент стал толчком к изучению социального взаимодействия, группового поведения.
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет точно определить, что же побуждает человека к труду. Здесь теория мотивации разделяется на две категории: содержательную и процессуальную. Если первая отвечает на вопрос: "Что?", то вторая пытается ответить на «вопрос: "Как?".
|